Именно такое приветствие слышат все, кто заходит в эти дни в средовой музей «Казачий дом» в Черноречье, а тот кто просто проходит мимо начинает крутить головой в поисках источника аромата. Замечательный специалист Челябинского областного центра народного творчества, руководитель лаборатории традиционной кухни Наталья Яковлева в этнографической экспедиции не только собирает старинные рецепты, но и применяет их на практике в нашей русской печи. Центральным блюдом в этот приезд стали серые щи приготовленные из крошева (, оно же щаница, оно же хряпа и кислина, мелко нарубленные сечкой темно-зеленые верхние капустные листья, которые обычно снимаются с кочанов при уборке урожая). Русские щи – исторически, глава нашего стола, не зря же они уважительно именуются не на “ты”, а на “вы”, во множественном числе. В течение столетий российской истории щи были главным, а часто единственным блюдом на отечественном крестьянском столе. Потом как то так получилось, что пришли в упадок и сами щи, и их Творцы — Крестьяне, для которых щаной дух очерчивал российский вариант домовитости и уюта. Щи у Натальи Александровны получились как положено, густыми. Ложка не то что не тонула (, здесь и далее, о щах, разумеется в прошедшем времени, здоровенный чугунок разлетелся-расхлебался нашей малочисленной, в общем-то компанией, так же быстро как обычно исчезают сдобные булочки), но и стояла, не особо пошатываясь. Соль — не добавлялась, ди и незачем, пропала бы полностью в густом аромате и вкусовом богатстве репы, капусты, грибов… По традиции есть щи надо со свежим черным хлебом, с ломтями толщиной с руку. Но… до приготовления хлебов в остывающей печи, щи у нас не дотянули. Идея приготовить второе блюдо, витавшая в ароматном воздухе во время приготовления щей, в отличии от их духа, развеялась очень быстро, дай то Бог управиться с таким первым! Такие щи – это обед сам по себе, после них встать то трудно – не то, а не то что переходить ко второму. Опасения малодушных участников застолья о последствиях огромного количества употребленных щей и их повышенной кислотности, не нашли подтверждения. Зато, пока Печь дозревала до Хлебов, пошли философские мысли. Что является символом русского застолья? Водка — салат оливье — Драка? Печально если такие варианты забрели вам в голову, конечно, нет. Русская кухня, здоровая, сытная, немыслима без щей. В наш век экзистенциального одиночества нет фундамента для компании прочнее, чем чугунок горячих густых щей, вокруг которого собирается и стар и млад, чтоб хлебать наваристую гущу, заедая щедрыми ломтями хлеба. Так что неудивительно, что такие встречи решено сделать регулярными.
Яндекс.Метрика